Background Image

К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина

К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина

16 февраля 2024 г. В Государственном музее А.С. Пушкина 20 февраля откроется выставка, посвященная 225-летию со дня рождения поэта, сообщил директор музея Евгений Богатырев на состоявшейся пресс-конференции. В числе участников выставки - Государственный архив Российской Федерации.



Экспозиция - часть масштабного межмузейного выставочного проекта «Пушкин. 225», который объединил более 40 крупных федеральных и региональных музеев, библиотек, архивов, творческих союзов. Будут представлены подлинные рукописные листы, подлинные автографы Александра Сергеевича Пушкина, в том числе стихотворение «Полководец», что хранится в Государственном архиве Российской Федерации.



О.А. Кипренский. Портрет поэта А.С. Пушкина. 1827

Неизвестные прежде архивные материалы позволяют зачастую уточнить отдельные литературные факты. В Государственном архиве Российской Федерации, например, имеются уникальные списки стихотворений Пушкина и пьесы «Дон-Жуан». А творческая история пушкинского стихотворения «Полководец» предстает в новом свете. Последний авторский текст был обнаружен исследователями в 1969 году в бывшем Центральном государственном архиве Октябрьской революции (ЦГАОР) - ныне ГА РФ. Прежде было известно только два полных автографа этого стихотворения - черновой и перебелённый со многими поправками и переработками (оба хранятся в Пушкинском Доме). Это самый поздний, отражающий последнюю волю поэта, беловой автограф стихотворения. Данный экземпляр является одним из немногих автографов поэта, который не поступил на хранение в Институт русской литературы Российской академии наук (Пушкинский Дом). Рукопись внесена в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации за номером 637.

Стихотворение вписано в альбом великой княгини Елены Павловны (1806-1873) на пяти страницах четким изящным почерком, без исправлений. Подпись поэта отсутствует, но в рукописи содержится характерная пушкинская концовка. В конце автографа рукой владелицы альбома сделана пометка по-французски: «Записано Пушкиным собственноручно».



Т.А. Нефф. Портрет Великой княгини Елены Павловны. Середина XIX века

Великая княгиня Елена Павловна (до принятия православия принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская) была супругой великого князя Михаила Павловича, благотворительницей, известной сторонницей отмены крепостного права и либеральных реформ.

Полководец

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, - а все плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.
Из них уж многих нет; другие, коих лики
Еще так молоды на ярком полотне,
Уже состарились и никнут в тишине
Главою лавровой...
Но в сей толпе суровой
Один меня влечет всех больше. С думой новой
Всегда остановлюсь пред ним - и не свожу
С него моих очей. Чем долее гляжу,
Тем более томим я грустию тяжелой.
Он писан во весь рост. Чело, как череп голый,
Высоко лоснится, и, мнится, залегла
Там грусть великая. Кругом - густая мгла;
За ним - военный стан. Спокойный и угрюмый,
Он, кажется, глядит с презрительною думой.
Свою ли точно мысль художник обнажил,
Когда он таковым его изобразил,
Или невольное то было вдохновенье, -
Но Доу дал ему такое выраженье.
О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
И тот, чей острый ум тебя и постигал,
В угоду им тебя лукаво порицал...
И долго, укреплен могущим убежденьем,
Ты был неколебим пред общим заблужденьем;
И на полупути был должен наконец
Безмолвно уступить и лавровый венец,
И власть, и замысел, обдуманный глубоко, -
И в полковых рядах сокрыться одиноко.
Там, устарелый вождь! как ратник молодой,
Свинца веселый свист заслышавший впервой,
Бросался ты в огонь, ища желанной смерти, -
Вотще! -
О люди! жалкий род, достойный слез и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведет в восторг и в умиленье!

Стихотворение было написано по случаю посещения Пушкиным Военной портретной галереи в Зимнем дворце. Галерея, созданная по повелению императора Александра I, состоит из более чем трех сотен портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны придворным художником, английским живописцем, одним из крупнейших мастеров романтического парадного портрета Джорджем Доу и его учениками Александром Поляковым и Василием (Вильгеймом) Голике. Известно, что 1819 - 1820 годах лично Доу написано и подписано порядка 70 портретов из 332, остальные в соавторстве.



Джордж Доу. Портрет Барклай-де-Толли. 1829

Впечатленный образом созданного Доу портрета генерал-фельдмаршала М.Б. Барклая де Толли (1776-1818) - главнокомандующего русской армией в начале Отечественной войны (от отъезда из армии Александра I до назначения М.И. Кутузова), поэт написал стихотворение «Полководец». Хотя в стихотворении нет упоминания имени полководца, но отмечается тот факт, что генерал-фельдмаршал навёл на себя гнев русского народа из-за того, что в начале войны 1812 года он был вынужден отступить. Его упрекали чуть ли не в измене, однако план по сдаче Москвы - это его идея и вряд ли бы состоялась победа под Бородино, не будь известного манёвра русской армии. Эта тактика была позже оценена императором, но Барклай де Толли был осуждаем обществом. Именно о том написал Пушкин, говоря о грустном лике полководца, изображённом на полотне.

Найденная в фондах Центрального государственного архива Октябрьской революции рукопись расширила представления об общественном интересе к поднятым в стихотворении проблемам и полемике, которую вызвала публикация «Полководца».

До находки в ЦГАОР стихотворение было известно по двум автографам - черновому и перебеленному, со многими правками и переработками. Оба хранятся в Пушкинском Доме. На первом черновике, что в Пушкинском Доме, поэт поставил дату, место и время сочинения: «7 апреля 1835. Светлое воскресение. СПб. Мятель и мороз». Именно в этот день он был приглашен на воскресную пасхальную службу в Зимний дворец, а после нее зашел в Военную галерею.

Первая публикация произведения состоялась только через полтора года, в октябре 1836 года, в третьем томе журнала «Современник» - как раз в период начавшегося переосмысления событий 1812 года, накануне 25-летия Отечественной войны.

Автографы Пушкинского Дома и ГА РФ имеют весьма важные текстуальные отличия. В частности, в альбоме великой княгини Елены Павловны Пушкин восстановил фрагмент текста, который при первой публикации в журнале «Современник» был заменен отточиями, ряд слов был заменен и исправлен.

Разночтения подверглись тщательному изучению среди пушкинистов и вызвали большую научную полемику. Ряд пушкинистов считали, что последним авторским вариантом текста следует считать текст, опубликованный в «Современнике», но все же большинство ученых высказались за то, что в альбоме Елены Павловны автограф является самым поздним и, следовательно, отражает последнюю стадию работы Пушкина над стихотворением «Полководец» - одним из глубоких поэтических произведений последних лет жизни поэта.

«Выставка сейчас уже на 70-80 процентов готова. Она будет размещена практически во всех экспозиционных и выставочных пространствах нашего Государственного музея Пушкина, нашего основного главного здания на ул. Пречистенка», - сообщил директор Евгений Богатырев.

Посетители увидят 1 730 экспонатов из 44 музейных и архивных собраний. Среди наиболее ценных, к примеру, брачные венцы А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой, карманные часы из семьи А.С. Пушкина с фамильным гербом и кольцо Н.Н. Пушкиной подаренное поэтом в годовщину помолвки.

Выставка к 225-летию А.С. Пушкина рассчитана на семейное посещение и будет рассказывать о поэте нашему современнику. Состоять она будет из четырех разделов: «Поэт и его эпоха. Реликвии»; «Поэма «Руслан и Людмила». Читаем и играем», где можно будет провести время интерактивно; «Поэт в зеркале эпох», где будут представлены материалы, которые были созданы после смерти Пушкина: работы художников, исторические мемории, связанные с юбилеями поэта; «Легенды и мифы», где расскажут о вымышленных историях, которые сопровождали Пушкина еще при его жизни, но появляются и в наши дни.

Выставка пройдет в Государственном музее А.С. Пушкина по ул. Пречистенка, 12/2 с 20 февраля по 30 июня 2024 г.

 

image