Background Image

110 лет Д.Д. Шостаковичу

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (25.09.1906 - 09.08.1975) - один из крупнейших композиторов XX века, советский пианист, музыкальный и общественный деятель, доктор искусствоведения, профессор, народный артист СССР, депутат Верховных Советов СССР и РСФСР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и пяти Сталинских премий, Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки. Автор 15 симфоний, шести концертов, трех опер, трех балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок.

С именем Шостаковича связано значительное количество документов, хранящихся в Государственном архиве РФ. Выявлено по меньшей мере 46 дел, в которых содержатся материалы с именем Шостаковича. Многие из них находятся в фонде Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС) - советской общественной организации, существовавшей в 1925 - 1958 годах, - первой предшественницы нынешнего Россотрудничества. Через ВОКС Советское правительство стремилось широко использовать деятелей литературы и искусства во внешнеполитической пропаганде. И естественно, что молодой талантливый композитор Шостакович, чья слава в музыкальном мире порой уже превосходила известность целого ряда современных ему отечественных и зарубежных корифеев, не мог быть исключением, хотя в СССР некоторые его произведения одно время подвергались критике.

Архивные документы содержат переписку центрального правления ВОКС с представительствами за рубежом, касающиеся исполнения произведений композитора известными западными оркестрами и дирижерами, организации концертов, публикации материалов о нем в прессе, выпуска специальных изданий и грампластинок. Среди них, например, письмо Шостаковича (подлинник), датированное 1934 годом, где он интересуется ситуацией с его правами на издание грампластинок и исполнение оперы «Леди Макбет Мценского уезда» за границей.


В переписке ВОКСа немалое место занимают материалы о большом интересе к Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, проявленном со стороны музыкальных кругов Англии и США.

Как известно, во время Великой Отечественной войны в осажденном Ленинграде Шостакович не сидел, сложа руки; он состоял в ополчении, по ночам дежурил на крыше консерватории и тушил зажигалки. Но главным для него оставалось творчество. Именно тогда композиторский гений Шостаковича заблистал с особой силой.

Симфония, написанная в условиях блокады и впервые исполненная сначала в Куйбышеве, куда эвакуировали композитора в конце 1941-го, а немного позже в сражающемся Ленинграде, стала своеобразным гимном несгибаемому духу бойцов и жителей города и уверенности в победе. И едва ли не на следующий день после сообщений иностранных корреспондентов целый ряд музыкальных организаций и крупнейших дирижеров обратились в советские посольства в Англии и США и ВОКС с просьбой срочно прислать партитуру Седьмой симфонии, а также пленку с ее исполнением в Советском Союзе.

Ответ не замедлил ждать. Первое зарубежное исполнение Седьмой симфонии за пределами СССР состоялось 29 июня 1942 года в лондонском Королевском Альберт-холле, где она была с энтузиазмом принята пятью тысячами слушателей. Спустя три недели она прозвучала в Нью-Йорке в студии Национальной радиовещательной корпорации в присутствии полутора тысячи человек. Оркестром Эн-Би-Си управлял знаменитый Артуро Тосканини.

В архиве хранится дело с более чем сотней вырезок из сообщений американской и английской печати об этом и других концертах, на которых исполнялась музыка Шостаковича (Ф. Р-5283. Оп. 14. Д. 114). Так, популярный в США журнал «Тайм» в те дни поместил на своей обложке портрет Шостаковича в пожарной каске и сопроводил его большой статьей, где говорилось: «Подобного напряженного ожидания в США не наблюдалось со времен премьеры «Парсифаля» (1903) на подмостках Манхэттена. В прошлом месяце в США была доставлена маленькая жестяная коробка, не более 5 дюймов в диаметре. В ней лежал 100-футовый микрофильм - сфотографированная партитура Седьмой Симфонии. Ее доставили самолетом из Куйбышева в Тегеран, потом из Каира в Нью-Йорк. Фотографы принялись распечатывать партитуру с пленки. За десять дней они произвели четыре толстых тома - в общем 252 страницы... (Публикуется первая страница фотокопии нот, отправленных в Лондон и Нью-Йорк из Куйбышева - ГА РФ).

...Еще до того как первые пленки попали в увеличитель, три ведущих американских дирижера, каждый из которых является почитателем Шостаковича, - элегантный седовласый Леопольд Стоковский, руководитель Кливлендского оркестра Артур Родзинский и Сергей Кусевицкий из Бостона - начали учтивую королевскую баталию за право дирижировать премьерой. Какое-то время казалось, что ценный приз достанется Сергею Кусевицкому. Даже не взглянув на заветную Седьмую симфонию, он ринулся в Am-Rus Music Corp, компанию, выступающую в роли американского агента советских музыкантов, и выбил себе права на первое исполнение симфонии в Западном полушарии. Затем с тихим триумфом сообщил, что его студенческий оркестр Беркширского музыкального центра исполнит Седьмую симфонию 14 августа. Однако, как оказалось, его обскакал 75-летний соперник - маэстро Артуро Тосканини собственной персоной. Тосканини будет дирижировать Седьмой симфонией 19 июля, на месяц раньше Кусевицкого...

Близорукий маэстро Тосканини, который дирижирует по памяти и никогда не заглядывает в ноты, каждую ночь проводил, зарывшись в партитуру»...

Газета «Чикаго сан» так прокомментировала этот концерт: «Звуки битвы под Ленинградом гремели вчера в ушах мира: оркестр под управлением Тосканини исполнил симфонию, выражающую гнев и вместе с тем предчувствие победы». «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!», - сказал другой корреспондент о состоявшемся концерте.

Одно из архивных дел (Ф. Р-5283. Оп. 14. Д. 124) содержит многочисленные телеграммы Шостаковичу от Тосканини и других дирижеров и музыкантов, американских общественных организаций с выражением восхищения и приглашениями в США для выступлений, а также ответы композитора.

В сезон 1942 - 1943 года в США Седьмая симфония более 60 раз была исполнена оркестрами под управлением Кусевицкого, Стоковского, Орманди и других ведущих американских дирижеров, неоднократно транслировалась радиостанциями. Перед исполнением этой симфонии Кусевицкий сказал: «Я говорю с вами как музыкант и заявляю о своей вере в человечество, потому что надеюсь на победу России... Мы, собравшиеся здесь с одним желанием - помочь русским в черный день истории, должны быть благодарны великому народу, который через тягчайшие страдания ведет нас к надежде, свету, воскрешению».

ГА РФ помещает несколько статей и заметок из американских газет, посвященных исполнению Седьмой симфонии Шостаковича. В деле имеются и восторженные отклики русской эмигрантской прессы. Публикуется также специальный бюллетень советского посольства в Вашингтоне для прессы, обстоятельно рассказывающий о композиторе, с дружеским шаржем Кукрыниксов.






























image